ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА Курс русского языка имеет
практическую направленность, и одна из основные его задач – формирование у
студентов орфографической и пунктуационной грамотности, связной речи. Основная цель данного курса – помочь
студентам овладеть относительной орфографической и пунктуационной грамотностью,
заложить основы для развития коммуникативно-целесообразной связной речи,
подготовить их к сдаче Единого Государственного экзамена. Для достижения основной цели следует
решить следующие задачи: ·
сформировать у студентов орфографические умения; ·
сформировать потребность и умение пользоваться словарём; ·
научить писать слова с непроверяемыми орфограммами; ·
создать необходимые условия обучения студентов орфографии; ·
развивать пунктуационную зоркость; ·
научить расставлять знаки препинания в соответствии с изученными
пунктуационными правилами; ·
развивать умение обосновывать выбор знаков препинания; ·
обогащать словарный запас; ·
развивать грамматический строй речи. Программа факультативного курса
«Практикум по русскому языку» рассчитана на 110 часов. В результате изучения курса студент
должен знать: ·
.основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; ·
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого
поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах
общения, уметь: ·
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; ·
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы; ·
совершенствовать коммуникативные способности; развивать способность к
речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению Основная литература
1.
Валгина,
Н.С. Орфография и пунктуация: справочник [Текст]: учебник – М.: Высш.школа,
1996. – 336с.
2.
Валгина,
Н. С. Современный русский язык [Текст]: учебник для филологических
направлений и специальностей вузов /Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина;
под. Ред. Н.С. Валгиной. - М., 2003.-528с.
3.
Полный
справочник по орфографии и пунктуации: Правила, примеры, комментарии [Текст]:
книга / Т.В. Вахрушева, Н.М. Ким, Е.В. Попова и др.; под ред. О.Л. Соболевой. –
М., 1999.- 496с.
4.
Розенталь,
Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Текст]:
книга / Д.Э. Розенталь, Е.В.
Джанджакова, Н.П. Кабанова. - Издание четвертое, исправленное. – М., 2001 –
400с.
5.
Розенталь,
Д.Э. Русский язык: Орфография и пунктуация [Текст]: учебник / Д.Э. Розенталь.– М: Айрис-пресс,
1998.- 352с.
6.
Селезнева,
Л.Б. Интенсивный курс русской пунктуации [Текст]: учеб. пособие. – СПб,- 1997.- 240с.
7.
Селезнева,
Л.Б. Русская орфография: Алгоритмизированное обучение. [Текст]: учебник, - СПб., 1997.- 231с.
8.
Селезнева,
Л.Б. Русское правописание. Задачи, алгоритмы, упражнения [Текст]: учеб. пособие.
– М.: Высш. школа, 1997. – 207с.
9.
Современный
русский язык. Тесты [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных
заведений/ Е.М. Белкина, Л.И. Васильева, Ж.В. Ганиев. – М., 2002. – 224с. Дополнительная литература
1.
Тихонов,
А.Н. Морфемно – орфографический словарь [Текст]: учебник / А.Н. Тихонов - М., 2002.-702с.
2.
Энциклопедия
для детей. Т.10. Языкознание. Русский
язык. [Текст]: книга для чтения /гл. редактор М. Аксенова. -М.: Аванта . Т.10. -
1999.-704с.
3.
Федосюк,
М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов [Текст]: учеб. пособие/ М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А.Михайлова, Н.А
Николина.– 2-е изд., испр. – М., 2002. – 256с.
4.
Новый орфографический
словарь-справочник русского языка [Текст]: книга / отв. редактор В.В.
Бурцева. - М., 2000. -757с. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела, темы
|
Кол-во
часов
|
Ведение. Предмет и задачи курса.
|
1
|
Раздел 1. Орфография
|
19 часов
|
Тема 1.1 Правописание безударных гласных
|
1
|
Тема 1.2. Правописание согласных в корне слова
|
1
|
Тема 1.3 Правописание приставок
|
2
|
Тема 1.4 Правописание разделительных Ъ и Ь знаков
|
1
|
Тема 1.5. Падежные окончания имён существительных 1,2,3 склонений. Имена
существительные на –ИЙ, -ИЯ, -ИЕ.
|
1
|
Тема 1.6.
Правописание окончаний имён прилагательных, порядковых числительных и
причастий
|
1
|
Тема 1.7. Правописание глаголов
|
1
|
Тема 1.8. Правописание суффиксов причастий
|
2
|
Тема 1.9. Правописание Н и НН в суффиксах
всех частей речи
|
2
|
Тема 1.10. Правописание предлогов, союзов, частиц
|
2
|
Тема 1.11. Приставки и частицы НЕ и НИ
|
1
|
Тема 1.12. Правописание Ь после шипящих на
конце слов
|
1
|
Тема 1.13. Правописание О –Е(Ё) после шипящих
и Ц в корнях слов, суффиксах и
окончаниях различных частей речи
|
1
|
Тема 1.14. Правописание наречий. Дефис в различных частях речи
|
1
|
|
|
Полный текст программы смотрите в приложении.
|