Пояснительная
записка Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо постичь её
принципы, усвоить её системность. Только таким образом понятая пунктуация
способна отражать процессы речи - мысли. Пунктуация как система, действующая ныне складывалась
исторически, функции знаков менялись, менялись и условия их применения. Эти
изменения происходят постоянно, они отражают жизнь языка, и поэтому правила,
стабильные и узаконенные специальными документами, всегда неизбежно отстают от
своего времени, так как фиксируют определённый временной отрезок, а практика
употребления знаков идёт дальше. Употребление знаков препинания в настоящее время
регламентируется правилами. Эти правила служат базой для усвоения пунктуации. Данное пособие предназначено в помощь студентам профессионально-педагогических
колледжей для факультативных занятий по
русскому языку. Цель данного пособия - помочь будущему специалисту в
постижении существа современной пунктуации как системы, в определении места
каждого отдельного знака в ней. В пособии приведены типичные примеры по каждой
теме, а также тренировочные упражнения для самостоятельной работы. Большинство рассмотренных в пособии примеров взято из
текстов художественной литературы, что способствует воспитанию эстетического
вкуса, морально-нравственных качеств, бережного отношения к художественному
слову, любви к художественной литературе. Представленный в сборнике материал формирует у
студентов лингвистическую (языковедческую)
компетенцию, которая включает в себя овладение знаниями о языке как
общественном явлении и знаковой системе, устройстве и функционировании русского
языка, овладение умениями и навыками анализа явлений и фактов языка,
формирования навыков оценки своей деятельности, полученных результатов,
самооценки, самоанализа. По своему объёму и степени трудности изложенный в пособии
материал достаточен для успешного овладения пунктуационной грамотностью. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная
записка…………………………………………………………3 Основное назначение
пунктуации ……………………………………………4 РАЗДЕЛ 1. ПРОСТОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ..…………………………………..6 1.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………6 2.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ…….9 3.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ………………………………………21 4.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ СЛОВАХ И
ПРЕДЛОЖЕНИЯХ …….22 5.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ СЛОВАХ-ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ДА И НЕТ
………………………………………………………………………………….27 6.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ МЕЖДОМЕТИЯХ …………………………………...28 7.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОБОСОБЛЕННЫМИ И
УТОЧНЯЮЩИМИ ЧЛЕНАМИ ……………………………………………………….31 8.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ
………………………………………………………42 РАЗДЕЛ 2. СЛОЖНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ……………………………….44 1.
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С СОЮЗАМИ
……………………..44 2.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
……………………………………...47 3.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ……………………………………...55 РАЗДЕЛ 3. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ……………………………..60
Список литературы
…………………………………………………………..63
|